МУЗА
«Догвилль» – фильм о потемках человеческой души.
На протяжении всего фильма мы сопереживаем главной героине – беглянке Грэйс.
Режиссер Ларс фон Триер дает нам возможность почувствовать все страдания Грэйс и примерить их на себя. А в самом конце нас ожидает нешуточная провокация. Не будет ожидаемого всепрощения и «подставления другой щеки», хотя это казалось было бы закономерным. Осуждать или нет героиню каждая из нас решит сама. Но подумайте о том как бы поступили Вы, оказавшись на месте Грэйс.
Жители города, как и сам город – ложь, сплошная иллюзия. Центральная улица Вязов – никакая не улица, да и не растет на ней и никогда не росло никаких вязов. Писатель и философ Том Эдисон никакой не писатель, ибо не написал ни строчки. Но, Том считает себя великим исправителем жителей города, стараясь скрыть свою собственную низость и заурядность прикрываясь моралью.

Отец Тома считает себя единственным доктором в городе, а на самом деле живет в постоянном маразматическом страхе заболеть. Друг Тома, Билли, мнимый инженер, глуп настолько, что никогда им не станет, но настолько и жалок, чтобы себе в этом признаться. Его сестра, Лиз, обожает внимание мужчин, ибо она единственная до появления Грэйс была привлекательна для мужчин города. Но и она скрывает это показным пренебрежением к Тому. Родители Билли и Лиз состаривают стаканы, которые сами же и производят, таким образом, создавая иллюзию дороговизны продукции. Водитель Бен одинок, но старается это скрыть при помощи алкоголя, регулярных походов в публичный дом и одержимыми разговорами о единственной сфере, где он, как ему кажется, значим, – «индустрии грузоперевозок». Негритянка Оливия имеет дочь-инвалида, которая самостоятельно не может сходить в туалет, но она считает, что не обременена какой-то проблемой. Вера – фанатка античной культуры, которая прикрывает ее величием собственную неспособность воспитать детей, делая из них эгоистичных подонков, которые по иронии носят имена античный героев. Чак – одержим яблочным садом, он единственный, кто пришел в Догвилль за лучшей жизнью из большого города, но единственное, в чем он точно убедился – бежать некуда, люди везде одинаковы. По сути, мы видим в Догвилле пространство симуляции, воспроизводство «зеркала зеркала» с одной целью – замаскировать отсутствие реальности.
Ложь эту и открывает им юная идеалистка Грэйс.
Она – подарок судьбы, который так долго искал Том Эдисон для своих воспитательных целей. Перед жителями Догвилля стоит дилемма: обезопасить Грейс от гангстеров (и доказать свою добрую природу) или же из страха, присущему нормальному человеку, сдать ее. Они выбирают первое.

Грейс в плату за гостеприимство помогает каждому жителю в повседневных хлопотах. И вот тут и начинается ад. Она – свидетель их пороков, и в тоже время она как бы ответственна за них, ибо разрушила тюрьму, в которую каждый из жителей себя заключил.
До появления Грэйс никто не делал того, что могло бы выдернуть их из собственного панциря самообмана. Поэтому на первых порах и помощь Грэйс никому не нужна. Беглянка начинает делать то, что делать НЕОБЯЗАТЕЛЬНО, НО ТО, ЧТО ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ. Вера в добрую природу человека ставит его на путь возрастания потребностей, которые прямо пропорциональны трудности их выполнения.

А жители Догвилля начинают трудится и делать то, что приносит радость, и в то же время развивает в них ненасытность. Грэйс, несознательно толкнула на путь чрезмерной алчности и потребления жителей Догвилля. Прав был Чак: раз получив больше, они не захотят вернуться назад. Это инерция самоуничтожения человеческой натуры. А поскольку Грэйс и помогает им

делать то, что необязательно, но приносит удовольствие, то и требования к ней стают все выше и выше. Плата за этот идеал – унижение Грэйс. Ведь это она виновата, с ее появления в Догвилле начались все беды - так рассуждает каждый житель города, находя в этом оправдание жестокостям, которым будет подвергнута Грэйс.

Выгнанные из собственной тюрьмы на свободу, жители Догвилля не могут насытится унижениями Грэйс, одно ее присутствие, напоминает им о них самих. Поэтому ее должны забрать те, от которых она сбежала – гангстеры во главе с ее отцом. Не понимая, что может им принести этот визит, они готовы на все, чтобы полностью ее уничтожить.
Диалог Грэйс и отца – еще одна важнейшая сцена фильма, где раскрывается суть разумения фон Триером высокомерия. Согласно рассуждениям отца, поступками Грэйс движет именно высокомерие, которое она выдает за любовь к людям, за веру в их добрую природу, тогда как власть заставляет людей отвечать за свои поступки эквивалентом причиненных другому человеку страданий.


То есть, источник сострадания и всепрощения – высокомерие, тщеславная мысль о том, что ты настолько идеален, что имеешь право не судить людей, а значит, оправдать все их деяния (не в этом ли суть западной морали?). Вот в чем состоит идеализм юной Грэйс. Она решает уничтожить город, отплатить ему той же монетой. Грэйс стает судьей, но от этого ее высокомерие никуда не исчезает, ибо она, поставив себя на место жителей Догвилля поняла, что не смогла бы ни оправдать их поступки, ни осудить. Этот ответ подписывает смертный приговор городу и людям. Она разрушает ложь, иллюзию, гангстеры убивают всех, даже младенца Ахилла, сына Веры, ибо лишь это может как-то восстановить справедливость. Грэйс мстит, и мстит в первую очередь за себя. Идеалистка из невинной, красивой девушки, которая верит в добрую природу людей, превращается в убийцу.
Фильм жесток настолько, насколько жестока человеческая сущность.
Любому человеку свойственны такие черты как эгоизм, высокомерие, жадность и жестокость. Даже если эти черты тщательно завуалированы от окружающих и от самого себя маской благостной и всепринимающей особы. Но от своей природы далеко не убежишь и в определенной ситуации маска сорвется с лица и обнажить истинную натуру «праведника».
А что под Вашей маской?
Возможно, что Вы и сами не знаете этого.
Но покопаться в этом определенно стоит. Имейте в виду, что Вам может грозить встреча с чем-то очень неприятным. По крайней мере, это будет полезнее, чем просто считать, что все вокруг виноваты и вообще кругом одни сволочи.

Порой мы сами портим людей, относясь к ним излишне доброжелательно. Сперва Ваше принятие и прощение примут как благость, а в дальнейшем воспримут как должное и сядут на шею.

Ответьте сами себе на вопросы, которые ставит перед зрителями Триер.

Может ли человек совершать поступки, которые не основаны на чрезмерном тщеславии и низком эгоизме?

Может ли человек выстоять перед лицом правды о своей низкой природе и не обвинить в этом кого-либо еще?


Фильм, безусловно, гениален и обязателен к просмотру всем. В нем всё в самую точку, ничего лишнего.

Сначала непривычно отсутствие декораций: стены, улицы, кусты нарисованы мелом. Но в ходе просмотра понимаешь, что это все здесь и ни к чему. На первое место выходят люди, чувства, слова, поступки, тогда убеждаешься в том, что материальное второстепенно.

Фильм ставит огромное количество морально-этических проблем и рассуждать о нем можно бесконечно. Равнодушным не останется никто.