МУЗА
Фильм «Космическая одиссея».
Фильм «Космическая одиссея» - работа Стэнли Кубрика, которая вызвала полемику не только в киноведческих кругах, но и в научных, и в философских, и в религиозных, и в культурных. Кинолента подняла такие темы и поставила перед зрителями такие вопросы, что их обсуждают уже 50 лет.

«Одиссея», возможно, самое веское научно-фантастическое высказывание за всю историю кинематографа.
Это творение Кубрика завоевало не только множество наград и общее признание,
но стало вдохновением на создание подобных картин для молодого поколения режиссёров («Космическая одиссея» послужила вдохновением для Кристофера Нолана перед созданием «Интерстеллара». Одноименная книга Артура Кларка вышла уже после фильма).


Кстати, в сентябре 1968-го года, а это спустя полгода после выхода ленты на экраны, Кубрик дал подробное интервью журналу «Playboy». В нём режиссёр не просто ответил на вопросы, касающиеся метафизического значения своей картины, но и весьма откровенно порассуждал о Боге, бессмертии, ядерном холокосте, внеземных цивилизациях, технологиях и будущем человечества. Всё интервью мы не будем публиковать, но одну из его фраз не можем оставить без внимания.
«Одиссея» – прежде всего невербальный опыт.
Из почти ста пятидесяти минут фильма лишь в сорока есть диалоги. Я стремился создать визуальное переживание, чьё эмоциональное и философское содержание уклонилась бы от вербализированной классификации и проникло непосредственно в подсознание.

Насколько удачно Кубрику удалось создать визуальное переживание и проникнуть в подсознание, каждая из Вас может оценить самостоятельно.

Но стоит сказать, что для создателей фильма 2001 год казался далёким будущим. Если разделить «Космическую одиссею» на два отрезка, то можно быть в курсе главного замысла фильма и наслаждаться основными действиями. Больше всего времени в картине уделяется смене поколений и новым технологиям. Вот тут и наступает понимание: развитие, эволюция и новые шаги к неизведанному.
Экспедиция на космическом корабле «С.С. Дискавери» отправляется исследовать (английская игра слов с названием корабля) просторы космоса в поисках других форм жизни. Поднимаются многие философские и научные вопросы. Кто мы? Какое место занимаем во Вселенной? Посыл и переход поколений представлен на высшем уровне.

Пару слов стоит сказать и об экипаже корабля, так как это, своего рода, целый отдельный фильм. Два капитана и бортовой компьютер «ХЭЛ-9000» - искусственный интеллект, который сам развивается и действует расчётливо. Теперь откинем назад множество кинопроектов про восстание машин – бортовой компьютер был первый. Отношения между людьми и машиной примитивные, а зависимость и влияние всё растёт и растёт…
Очень тонко, почти невидимо, зрители наблюдают за «перетягиванием одеяла» в сторону компьютера. Это невероятное зрелище. Диалоги, приказы, советы, которые сначала начинал человек, теперь диктует робот.

К тому же это все еще приправлено фишками Кубрика — использование крупных планов, необычное панорамирование и наплыв камеры.

В итоге, после ярких эмоций, ощущений, насыщенного красного цвета (также почерк режиссёра) фильм начинает подходить к финальной стадии. Зрители уже забыли, что там было в начале, какие инопланетные наблюдения – вот здесь на корабле разворачивается драма. Но фильм надо было завершить, из-за чего скачок временных рамок немного сбивает с толку.
Самое главное, что Кубрик рассказал одну из главных историй обо всём нашем виде в целом -
как от простейшей социальной организации за минимальный (по планетарным меркам) срок мы дотянулись до небес. Как рядом с нами всегда присутствовало незримое влияние чего-то непознаваемого — и совершенно не важно, как это интерпретировать, в религиозно-духовном формате или научно-исследовательском. Помимо внутривидовой конкуренции и прочих условных пороков, связанных с биологическим выживанием, в нас заложена фундаментальная метапрограмма любопытства и тяги к высшему — и при достижении определённой ступени нашего развития эволюция резко включает следующую передачу.


Да и наконец, спустя полвека просто интересно смотреть на футурологические прогнозы Кубрика, отчасти сбывшиеся, отчасти — увы, нет. Аналоги современных скайпа и айпада, не теряющие значимости вопросы про суть искусственного интеллекта и со вкусом продемонстрированные особенности быта астронавтов — по части последнего ни «Марсианин», ни «Интерстеллар», ни большинство других куда более поздних лент не показали ничего принципиально нового по сравнению с «Космической одиссеей»


Но имейте в виду, творчество Стэнли Кубрика не для расслабления. Это не тот фильм, который можно посмотреть, скрашивая досуг.